Психологическая диагностика обучающихся
Материалы для психологической диагностики школьников
Шкала оценки мотивации одобрения
Уровень мотивации одобрения - стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей - весьма существенно влияет качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.
Ответьте на вопросы только «да» или «нет».
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться.
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11. Иногда вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по- моему.
13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Результаты. Число в процентном отношении положительных ответов говорит:
75% и более - высокий уровень мотивации;
50% и более - средний (в норме);
25% и более - допустимый уровень;
менее 25% - отсутствие мотивации или данной характеристики.
ОПРОСНИК ДЕТСКОЙ ДЕПРЕССИИ (CDI) М. КОВАЧ предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет могут отвечать на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. Каждый пункт содержит 3 варианта, соответственно кодируемых как 0, 1 или 2. показатели прямо пропорциональны глубине депрессии.
Предъявление. Попросите ребенка записать свое имя или запишите его сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течение последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Опросник
1 |
Я бываю грустным только иногда |
0 |
А |
|
Я часто бываю грустный |
1 |
|
|
Мне всегда грустно |
2 |
|
2 |
|
|
E |
|
У меня никогда ничего не получается |
2 |
|
|
Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится |
1 |
|
|
У меня все получается хорошо |
0 |
|
3 |
|
|
C |
|
Я практически все делаю хорошо |
0 |
|
|
Я много делю не так |
1 |
|
|
Я все делаю неправильно |
2 |
|
4 |
|
|
Д |
|
Многое приносит мне удовольствие |
0 |
|
|
Кое-что доставляет мне радость |
1 |
|
|
Меня ничего не радует |
2 |
|
5 |
|
|
В |
|
Я плохой всегда |
2 |
|
|
Я часто бываю плохим |
1 |
|
|
Я редко бываю плохим |
0 |
|
6 |
|
|
А |
|
Я редко думаю о том, что со мной может случится плохое |
0 |
|
|
Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое. |
1 |
|
|
Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное |
2 |
|
7 |
|
|
Е |
|
Я ненавижу себя |
2 |
|
|
Я не люблю себя |
1 |
|
|
Я себе нравлюсь |
0 |
|
8 |
|
|
А |
|
Все плохое происходит в результате моих ошибок |
2 |
|
|
Многое плохое происходит в результате моих ошибок |
1 |
|
|
Плохое, как правило, происходит не по моей вине |
0 |
|
9 |
|
|
Е |
|
Я не думаю о том, чтобы покончить с собой |
0 |
|
|
Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его |
1 |
|
|
Я хочу убить себя |
2 |
|
10 |
|
|
А |
|
Я плачу каждый день |
2 |
|
|
Я часто плачу |
1 |
|
|
Я плачу редко |
0 |
|
11 |
|
|
А |
|
Я все время испытываю беспокойство |
2 |
|
|
Я часто испытываю беспокойство |
1 |
|
|
Я редко испытываю беспокойство |
0 |
|
12 |
|
|
В |
|
Мне нравится быть с людьми |
0 |
|
|
Мне не нравится быть с людьми |
1 |
|
|
Мне совсем не хочется быть с людьми |
2 |
|
13 |
|
|
А |
|
Я не могу решиться на многое |
2 |
|
|
Мне трудно на многое решиться |
1 |
|
|
Я легко принимаю решения |
0 |
|
14 |
|
|
Е |
|
Я выгляжу хорошо |
0 |
|
|
Кое-что в моем облике меня не устраивает |
1 |
|
|
Я выгляжу уродливо |
2 |
|
15 |
|
|
С |
|
Мне все время приходится заставлять себя выполнять школьные задания |
2 |
|
|
Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания |
1 |
|
|
Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема |
0 |
|
16 |
|
|
Д |
|
Я плохо сплю каждую ночь |
2 |
|
|
Я часто сплю плохо |
1 |
|
|
Я сплю очень хорошо |
0 |
|
17 |
|
|
Д |
|
Я редко устаю |
0 |
|
|
Я часто устаю |
1 |
|
|
Я все время чувствую себя усталым |
2 |
|
18 |
|
|
Д |
|
В большинстве случаев не хочу есть |
2 |
|
|
Я часто не хочу есть |
1 |
|
|
Я ем очень хорошо |
0 |
|
19 |
|
|
Д |
|
Меня не беспокоят боли |
0 |
|
|
Меня часто беспокоят боли |
1 |
|
|
Меня все время беспокоят боли |
2 |
|
20 |
|
|
Д |
|
Я не чувствую себя одиноким |
0 |
|
|
Я часто чувствую себя одиноким |
1 |
|
|
Я всегда чувствую себя одиноким |
2 |
|
21 |
|
|
Д |
|
Школа никогда не приносит мне удовольствие |
2 |
|
|
Иногда школа мне приносит удовольствие |
1 |
|
|
Школа часто радует меня |
0 |
|
22 |
|
|
Д |
|
У меня много друзей |
0 |
|
|
У меня есть друзья, но мне хотелось бы иметь их больше |
1 |
|
|
У меня нет друзей |
2 |
|
23 |
|
|
В |
|
С моей учебой все в порядке |
0 |
|
|
Я учусь не так хорошо, как прежде |
1 |
|
|
Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше шли хорошо. |
2 |
|
24 |
|
|
С |
|
Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята |
2 |
|
|
Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие |
1 |
|
|
Я такой же хороший как другие ребята |
0 |
|
25 |
|
|
Е |
|
Меня никто по настоящему не любит |
2 |
|
|
Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит |
1 |
|
|
Я уверен в том, что меня любят |
0 |
|
26 |
|
|
В |
|
Обычно я делаю то, что мне сказали |
0 |
|
|
Как правило, я не делаю того, что мне говорят |
1 |
|
|
Я никогда не делаю того, что меня просят сделать |
2 |
|
27 |
|
|
В |
|
Я чувствую себя одиноким с людьми |
2 |
|
|
Я часто радуюсь |
1 |
|
|
Я все время радуюсь |
0 |
|
Шкала тревожности Сирса.
Характеризует уровень тревожности и является важным показателем психологического здоровья и воздействия «внутришкольных» факторов
Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеющая негативную эмоциональную окраску. Высокая тревожность может служить основой появления трудностей в обучении и во взаимоотношениях с окружающими т. к. она создаёт эмоциональный дискомфорт в общении и препятствует установлению и поддержанию контакта, снижает продуктивность познавательной деятельности.
В опросе принимали участие 60 % родителей 2 б класса. Получены следующие результаты:
Высокий уровень тревожности показали четыре ученика – это 33,3 %.
Советы Родителям тревожных детей:
-- Всегда поддерживайте словом и делом своего ребенка чем бы он не занимался, какую бы деятельность не выполнял (ребенок должен чувствовать, и постоянно убеждаться в том, что вы его любите и будите любить не зависимо от его достижений);
-- В постоянно меняющемся и развивающемся внутреннем мире ребенка важна стабильность (будьте уверены в себе, устойчивы в своей семейной системе, последовательны в воспитании);
-- Если перемены в семье неизбежны, поговорите с ребенком об этих изменениях, подготовьте его, принимая во внимание его чувства. Отсутствие информации - источник тревоги;
-- Обсуждайте с ребенком предстоящий день: планы, дела, поездки...;
-- Давайте ребенку положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что ему предстоит пережить или сделать. Не критикуйте, а направляйте, как нужно поступить правильно. Это поможет ребенку заниматься новыми видами деятельности без тревоги и страха за неудачу;
-- Формируйте у ребенка адекватную самооценку (не сравнивайте его с другими детьми, все дети разные и особенные);
-- Не заставляйте делать то, что вызывает у ребенка тревогу, подождите пока он сам не захочет проявить себя, имейте терпение;
Средний уровень показали – 6 учеников - 50%. Средний уровень тревожности может свидетельствовать о неуверенном отношении в поведении с окружающими людьми.
Средний уровень тревожности говорит о том, что это более или менее спокойные дети, достаточно активны и общительны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Низкий уровень тревожности характерен для 16,7 % детей (два ученика). –они общительны и инициативны, но им свойственна слабая эмоциональная вовлеченность в различных жизненных ситуациях, сдержанность чувств.
Помощь: в работе с такими школьниками необходимо обращать внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ).
Огромное спасибо родителям и классному руководителю 2 б класса Гостенковой Н.В.
Просто любите своих детей такими, какие они есть, ведь дети это самое огромное счаcтье, которое у нас есть...
Педагог- психолог Турбинова Е.Б.
22. апреля 2020 года, анализирую тестовые задания учеников 8 –х классов, Шкала М. Ковач (позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов) получаем следующие результаты:
80 % учеников не испытывают состояние депрессии, у 20 % - легкое снижение настроения.
Были даны рекомендации классным руководителям и ученикам, у которых легкое снижение настроения.
Педагог - психолог Турбинова Е.Б.